Электронный счет-фактура является обязательным электронным документом, служащим основанием для принятия плательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость.
При этом, ЭСЧФ является источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах НДС, представляемых в налоговые органы.
Сроки выставления ЭСЧФ установлены статьей 131 Налогового кодекса Республики Беларусь.
За нарушение сроков выставления ЭСЧФ, нормами административного права установлена административная ответственность для должностных лиц юридических лица и индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время, ответственность за нарушение сроков выставления ЭСЧФ предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.
При этом, не является административным правонарушением:
не выставление в установленный срок ЭСЧФ, если просрочка составила не более одного рабочего дня;
нарушение установленных сроков выставления ЭСЧФ, если ЭСЧФ выставлены до наступления срока представления налоговой декларации (расчета) по НДС за соответствующий отчетный период.
Минимальный размер штрафа за нарушение сроков выставления ЭСЧФ не установлен. В то же время, по общему правилу, минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя, не может быть менее одной десятой базовой величины.
Лицо, допустившее нарушение сроков выставления ЭСЧФ может быть освобождено от административной ответственности с вынесением предупреждения, при одновременном соблюдении следующих условий:
- оно признало факт совершения им правонарушения и выразило согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения;
- в течение одного года до совершения данного административного правонарушения на лицо не налагалось административное взыскание и лицо не освобождалось от административной ответственности за такое же нарушение.
При этом, предупреждение является не мерой административной ответственности, а одной из профилактических мер воздействия.
Помните, что наложение административного взыскания за не выставление ЭСЧФ не освобождает от обязанности его последующего выставленияНалоговая инспекция по Брестскому району напоминает о необходимости уплаты сборов физическими лицами, осуществляющие ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.
Так, физические лица осуществляющие вышеуказанные виды деятельности, обязаны уплатить в бюджет в срок не позднее 28.12.2021 58,00 белорусских рублей (2 базовых величины).
Уплату налогов можно произвести наличными денежными средствами в отделениях банка и почтовой связи, а также безналичным путем, используя банковскую карточку, с помощью платежно-справочных терминалов РУП «Белпочта» и инфокиосков ОАО «Беларусбанк» и других банков, а также через Интернет-банкинг (мобильный банкинг).
Дополнительно сообщаем, что для оплаты ремесленного сбора можно использовать следующий путь ЕРИП: налоги – Брестская область – Жабинковский район – Жабинковский рик, финотдел – сбор за ремесленную деят-ть –УНП (Учетный номер плательщика, ввод которого производится на английской раскладке клавиатуры).
Оплата сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма производится на расчетный счет сельского совета, в котором располагается объект агроэкотуризма. Путь ЕРИП: налоги – Брестская область – Жабинковский район – (выбор соответствующего сельского совета – сбор за агроэкотуризм –УНП (Учетный номер плательщика, ввод которого производится на английской раскладке клавиатуры).
Свой УНП можно узнать в инспекции МНС либо на сайте portal.nalog.gov.by/grp: выбрать поиск физических лиц, вести данные паспорта (либо личный номер, либо ФИО и номер паспорта).Налоговая инспекция по Брестскому району разъясняет.
Для того, чтобы осуществлять деятельность, связанную с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (при условии самостоятельного осуществления деятельности, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам), следует.
До начала осуществления деятельности:
- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и место осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК);
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог с физических лиц по установленным ставкам.
Так, при осуществлении указанного вида деятельности, ставки, согласно НК, установлены в следующих размерах:
- в г. Бресте - в размере 110,00 руб.,
- в г. Барановичи и г. Пинске – 89,00 руб.,
- в Брестском районе и других населенных пунктах – 63,00 руб. за месяц.
НК предусмотрены льготы, т.е. ставки единого налога снижаются для следующих категорий граждан:
- плательщиков – пенсионеров по возрасту – на 20%;
- плательщиков – инвалидов – на 20%;
- плательщиков – родителей многодетных семей – на 20%;
- плательщиков – родителей, воспитывающих детей-инвалидов – на 20%;
- плательщиков - родителей, являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования – на 100%.
При наличии у плательщика права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям, эта ставка понижается на 45 %.
При проведении последующего этапа камеральной проверки устанавливаются нарушения порядка выставления электронных счетов-фактур (далее - ЭСЧФ) плательщиками, определяющими момент фактической реализации отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав по оплате. Такой порядок определения момента фактической реализации применяется плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость и ведущими учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Налоговая инспекция по Брестскому району напоминает, что при отсутствии оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг),переданных имущественных прав момент фактической реализации наступает не позднее шестидесяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
ЭСЧФ выставляется не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится момент их фактической реализации. В случае, если по истечении
При частичной оплате (до истечения 60-дневного срока со дня отгрузки) ЭСЧФ выставляется на стоимость товара и сумму налога на добавленную стоимость пропорционально поступившей сумме денежных средств.Инспекцией МНС по Брестскому району проведена внеплановая проверка КФХ «А»,в ходе которой установлено, что хозяйством реализовано транспортное средство, при этом фактическая стоимость реализации в разы превышала стоимость, указанную в бухгалтерском учете. По результатам проведенных мероприятий выявлено, что часть денежных средств передана покупателем наличными денежными средствами главе фермерского хозяйства.
Кроме того, установлено, что главой фермерского хозяйства денежные средства хозяйства использовались в личных целях, а именно глава хозяйства рассчитывался данными деньгами в супермаркетах, в пунктах общественного питания, а также в ресторанах.
Так, в ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что денежные средства с текущего (расчетного) счета фермерского хозяйства перечислялись на карт-счет, открытый для обслуживания корпоративной карты, пользователям которой являлся глава фермерского хозяйства. По фактам расходования денежных средств подотчетным лицом (главой фермерского хозяйства) составлены авансовые отчеты, в качестве документов, подтверждающих понесенные расходы, приложена банковская выписка по карт-счету.
Представленные плательщиком документы не позволили сделать вывод о том, что произведенные расходы связаны с осуществлением предпринимательской деятельности организации, в связи с чем проверкой суммы израсходованных денежных средств с дебетовой карточки признаны доходами главы фермерского хозяйства.
Общая сумма полученных главой фермерского хозяйства наличных денежных средств без удержания подоходного налога составила 50 тысяч рублей. Всего по результатам проверки в бюджет подлежит внести сумму подоходного налога в размере 7 тысяч рублей.
Если Вами обнаружены признаки нарушения, контроль за которым возложен на налоговые органы, Вы вправе сообщить о них по телефонному номеру «контакт-центра» - 189.
До 15 декабря физическим лицам, за которыми в ГАИ МВД Республики Беларусь зарегистрированы транспортные средства вне зависимости от участия их в дорожном движении, нужно уплатить транспортный налог за 2021 год. Пока еще не целиком, а в виде авансового платежа. Соответствующие извещения уже направлены адресатам.
Если собственник автомобиля не получил извещение о необходимости уплатить транспортный налог, надо ли ему звонить в налоговую инспекцию и уточнять, почему?
Факт неполучения физическим лицом извещения не является основанием для неуплаты налога. Чтобы узнать, начислен к уплате налог или нет, обратитесь в свой налоговый орган по месту постановки на учет, то есть по месту регистрации. Либо, что еще проще, проверьте свои платежи через ЕРИП. Пошагово путь такой: ЕРИП – Налоги – Брестская область – Жабинковский район – УРП по Жабинковскому району – Транспортный налог с физических лиц – вводим свой номер плательщика (УНП) на английской раскладке большими буквами. Если путь пройден правильно, высветится ФИО плательщика и сумма налога, предъявленная к уплате. Для того чтобы узнать свой УНП необходимо зайти на сайт nalog.gov.by, на вкладке «Электронные сервисы» выбрать раздел «Государственный реестр плательщиков», далее выбрать подраздел «Поиск физических лиц», внести личный номер или ФИО. Также можно обратиться в любой налоговый орган.
У владельца до мая этого года был уплачен дорожный сбор. Какая сумма транспортного налога будет выставлена ему к оплате?
В 2021 году авансовый платеж по транспортному налогу с физических лиц не уплачивается.
Справочно: физическими лицами, уплатившими до 01.01.2021 государственную пошлину и получившими разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, транспортный налог будет уплачиваться пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения.
Пенсионеры имеют 50% льготу на уплату транспортного налога. Значит ли это, что и сейчас он должен заплатить половину суммы от 29 рублей?
Нет. Авансовый платеж для всех одинаков и равен одной базовой величине на автомобиль и 20 рублей на прицеп или мотоцикл. Льготу человек почувствует, когда в следующем году будет платить оставшуюся часть суммы. Допустим, владельцу-пенсионеру транспортный налог за 2021 год исчислен в размере 81 рубль. С учетом льготы к оплате ему будет предьявлено 40 руб. 50 коп. До 15 декабря этого года он должен оплатить 29 рублей в виде авансового платежа. Оставшуюся сумму (11 руб.50 коп.) – до 15 ноября 2022 года.
Есть ли категории граждан, которые 100% освобождены от уплаты транспортного налога? Кто, кроме пенсионеров, имеют по нему льготы?
Категорий граждан нет. Есть категории транспортных средств, на которые не начисляется транспортный налог. Это автомобили, год выпуска которых 1991 г. и ранее либо сведения о годе выпуска которых отсутствуют, снятые с учета в ГАИ МВД до 1 июля 2021 г., находящиеся в угоне. Также транспортные средства, специально оборудованные для использования инвалидами, а также электромобили (по 31.12.2025 года).
Льготу в 50% имеют ветераны Великой Отечественной войны, пенсионеры, достигшие общеустановленный пенсионный возраст и инвалиды 1 и 2 группы. Инвалиды 3 группы имеют льготу в размере 25%. Уточним: льготы имеют только владельцы транспортных средств с действующим водительским удостоверением на соответствующую категорию транспорта.
Кроме того, местные Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Что будет, если не уплатить транспортный налог?
Порядок тот же, что и при неуплате других налогов: начисляется пеня за каждый день просрочки, идет взыскание в принудительном порядке. Плюс за неуплату налога в установленные сроки предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
Оперативным подразделением налоговой инспекции по г. Пинску при изучении «истории обманутых ожиданий», опубликованной 16.02.2021 Onliner.by(https://realt.onliner.by/amp/2021/02/16/zhdala-naduvnoj-divan-a-poluchila-kuchu-bumazhek), проведены контрольно-аналитические мероприятия и установлен индивидуальный предприниматель г. Пинска, чьи данные указывались на почтовых переводах с сертификатами и другими товарами, стоимость которых в разы ниже размера наложенного платежа.
Результатом стало составление в отношении предпринимателя протокола по части 3 статьи 13.3 КоАП за осуществление в период с января по апрель 2021 года запрещенной предпринимательской деятельности в связи с привлечением 13работников наряду с запретом привлечения более трех физических лиц.
Привлекаемые предпринимателем граждане являлись работниками юридического лица, которое оказывало предпринимателю услуги «одаривания вип-клиентов», а именно: совершали телефонные звонки и различными способами уговаривали приобрести товары.
Индивидуальный предприниматель имел льготы в отличие от юридических лиц и, снимая наличные денежные средства с расчетного счета без уплаты подоходного налога, неплохо заработал.
Экономическим судом Брестской области на предпринимателя наложен штраф в размере 150 б.в. с конфискацией 30 % незаконно полученного дохода, что составляет более 140 тыс. рублей.
Если Вами обнаружены признаки нарушения, контроль за которым возложен на налоговые органы, Вы вправе сообщить о них по телефонному номеру «контакт-центра» - 189.
Работа в данном направлении продолжается.
Управление по работе с плательщиками по Жабинковскому району инспекции МНС по Брестскому району напоминает, что 15 ноября 2021 года истекает срок уплаты земельного налога, налога на недвижимость и арендной платы за землю.
Уплату налогов можно произвести любым удобным способом:
- посредством интернет-банкинга, в том числе через электронный сервис «Личный кабинет физического лица";
- через инфокиоск;
- в любом отделении банка или на почте.
Телефон для справок: 35526, 35040, 35229, 35237, 35336.Управлением оперативных мероприятий Брестской областной налоговой инспекции в декабре 2020 года в кафе на улице Советской в г. Бресте пресечен факт оборота алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее приобретения, за что судом наложено штрафов на сумму 7,15 тыс. рублей.
А в мае 2021года благодаря ответственной гражданской позиции бывшего работника указанного кафе, который сообщил об известных ему фактах выплаты зарплаты «в конверте», сотрудниками управления оперативных мероприятий установлено 19,1 тыс. рублей выручки, неучтенной при налогообложении, с которой выплачено «серой зарплаты» в сумме 10,1 тыс. рублей. Вместе с тем, повторно изъята алкогольная продукция, в отношении которой директором юридического лица предоставлена товарная накладная, не принятая налоговым органом во внимание в связи с ее несоответствием фактически совершенной хозяйственной операции.
За продажу в кафе продукции без использования кассового оборудования областной налоговой инспекцией наложено штрафов на сумму 4,3 тыс. рублей, за нелегальный оборот алкогольной продукции, совершенный повторно, судом наложено штрафов на сумму 13,9 тыс. рублей.
Кроме того, в ходе ведения административных процессов работник кафе, являясь свидетелем совершения правонарушения, дал заведомо ложное объяснение с целью избежания юридическим лицом административной ответственности, за что налоговым органом составлен на работника протокол по статье 25.4 КоАП, а суд привлек его к ответственности в виде штрафа в размере 290,0 рублей.
Вместе с тем, директор юридического лица, осуществлявшего деятельность в кафе (в настоящее время находится в стадии прекращения деятельности), предоставил в управление оперативных мероприятий квитанции, по его мнению являющиеся подтверждением уплаты штрафов, которые вызвали сомнения в их подлинности. По признакам подделкиквитанций, изготовленных без фактической уплаты в банке штрафов, правоохранительные органы Брестчины проводят проверку.
Если Вами обнаружены признаки нарушения, контроль за которым возложен на налоговые органы, Вы вправе сообщить о них по телефонному номеру «контакт-центра» - 189.
Упрощенная система налогообложения (далее- УСН) - это особый режим налогообложения, ориентированный на поддержку малого бизнеса.
УСН предусматривает упрощенный порядок налогообложения валовой выручки (выручка + внердоходы), без учета стоимости затрат. Порядок исчисления и уплаты налога при УСН установлен главой 32 НК.
Также для малого бизнеса существует возможность не вести бухгалтерский учет, а осуществлять упрощенный учет в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и не платить с выручки налог на добавленную стоимость (подпункт 1.1.2 статьи 326, статья 333 НК).
Когда организация планирует перейти на УСН, первоначально ей необходимо установить, вправе ли она применять этот упрощенный режим налогообложения. Для этого необходимо ознакомиться с ограничениями, установленными для применения УСН.
Организации имеют право претендовать на применение УСН, если (пункт 2 статьи 327 НК):
- соблюдаются ограничительные критерии по численности и валовой выручке за январь - сентябрь года, предшествующего году перехода на УСН (абз. 2 пункта 2 статьи 327 НК);
- не осуществляют ли деятельность, при которой не вправе применять УСН, вне зависимости от соблюдения критериев (пункт 2 статьи 324 НК);
- в этом году не теряли право или не отказывались в течение года от применения УСН (пункт 4 статьи 324 НК).
Обращаем внимание, что перейти на УСН можно только с начала года, в течение года такой переход невозможен (пункт 1 статьи 327 НК).
Для перехода на УСН валовая выручка определяется за первые 9 месяцев года, предшествующего году перехода на УСН. Рассчитывается этот показатель по правилам, установленным для УСН и действующим на 1 октября года, за который определяется валовая выручка. Следовательно, для перехода на УСН с 01.01.2022 валовая выручка за январь - сентябрь 2021 г. должна составлять не более 1 623 479 руб.
Организация, изъявившая желание перейти на УСН, должна подать в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН. Представляется оно в срок с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего году перехода на УСН.
В данном уведомлении, в том числе указываются валовая выручка нарастающим итогом за первые девять месяцев года, предшествующего году перехода на УСН, и численность работников организации в среднем за данный период и в разрезе месяцев этого периода.