Анализ причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в 2015 году, показывает, что большинство из них обусловлено нарушениями потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда (20,5 процентов от общего количества установленных причин).
Кроме того, в 17 процентах несчастных случаев было установлено невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда. Больше 8 процентов причин несчастных случаев составила личная неосторожность потерпевших.
Таким образом, в настоящее время одним из действенных способов недопущения «личностных» причин производственного травматизма является принятие мер по укреплению трудовой дисциплины за счет:
совершенствования в организациях механизма стимулирования работников за работу без нарушений требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины;
усиления роли самих работников в обеспечении безопасного производства работ.
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работник обязан оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.
Как показывает практика достижение положительных результатов в вопросах сохранения жизни и здоровья работников во многом зависит от системного подхода к решению проблем охраны труда, в том числе и формирования у работников культуры охраны труда.
С этой целью необходимо внедрять формы и методы работы по стимулированию работников за содействие нанимателю в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда.
Уважение и поощрение за исполнительность, добросовестное отношение к труду, строгое выполнение правил и норм безопасности труда служат для работников важным стимулом к неукоснительному соблюдению правил, норм и инструкций по охране труда.
Управление мотивацией к поддержанию высокого уровня безопасности труда направлено на выработку у работников личных и групповых долгосрочных интересов и соответствующих установок на безусловное заинтересованное соблюдение требований охраны труда, а также соответствующего поведения при опасных производственных ситуациях.
Необходимо различать стимулирующее управление, связанное с поощрением работника, и наказывающее управление, связанное с ответственностью работника за свои действия (бездействие).
Установление личной ответственности работников позволяет: совместно с иными формами профилактической работы привести в единую систему деятельность руководителей и специалистов, а также контролирующих лиц по обеспечению безопасных условий труда; оценивать уровень профилактической работы в области охраны труда; регулярно получать информацию о состоянии машин, оборудования, инструмента и рабочих мест с точки зрения их безопасности (безопасной эксплуатации) и принимать меры к устранению недостатков; получать данные о выполнении работниками требований охраны труда и принимать к ним меры дисциплинарного воздействия.
Для формирования устойчивой корпоративно-направленной положительной мотивации во всех подразделениях и трудовых группах (бригадах) должны использоваться разнообразные методы стимулирования работников к овладению знаниями и опытом обеспечения безопасности труда и производства, к снижению показателей аварийности, инцидентности, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Руководители должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и внутренней мотивации работников. Важно выделить возможные простые изменения в работе, которые могли бы привести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных, вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны.
Таким образом, для воспитания у работников ответственного отношения к собственной безопасности, а также безопасности окружающих его работников, необходимо применять меры материального и морального стимулирования за работу по охране труда.
Виды поощрений работников за обеспечение охраны труда определяются локальными нормативными правовыми актами (коллективным договором (соглашением), правилами внутреннего трудового распорядка и др.).
Формами морального стимулирования могут являться:
Наиболее распространенная форма материального стимулирования – это премирование отдельных работников или целых коллективов за успехи в работе по охране труда.
Виды поощрений работников за обеспечение охраны труда могут определяться коллективным договором или положением о премировании, в котором указываются конкретные показатели, условия и размер премирования, порядок предоставления необходимой информации.
В качестве примера можно привести меры морального и материального стимулирования, применяемые в организациях Белоруской железной дороги.
Положением о премировании начальников отделений Белорусской железной дороги предусматривается ежемесячное премирование по показателю «Обеспечение охраны труда» в размере 30 процентов.
Учет выполнения данного показателя производится не с нарастающим итогом с начала года, а за отчетный период.
Основанием для начисления премии за обеспечение охраны труда являются справки о состоянии охраны труда, подписанные начальником службы охраны труда и промышленной безопасности, а в его отсутствие – лицом его замещающим.
Премия не начисляется в случае допущения несчастного случая на производстве со смертельным исходом и группового несчастного случая.
Не в полном объеме премия начисляется за зарегистрированный в организации несчастный случай на производстве.
Материалы по допущенным несчастным случаям на производстве принимаются к рассмотрению после оформления акта формы Н-1, и премия не начисляется или начисляется частично за месяц, в котором оформлен вышеуказанный акт.
Также на Белорусской железной дороге утверждены: Положение о проведении конкурсов на «Лучшее рабочее место по охране труда и культуре производства», «Лучший проект (идея) по улучшению условий и охраны труда», «Лучший специалист по охране труда».
Конкурс на «Лучшее рабочее место по охране труда и культуре производства» с учетом оценки состояния и условий труда на рабочих местах, проводится по следующим критериям:
По результатам данного конкурса присуждается только одно призовое место. Победитель конкурса награждается Дипломом с выплатой денежной премии в размере 20 базовых величин каждому работнику, работающему на этом рабочем месте.
Конкурс на «Лучший проект (идею) по улучшению условий и охраны труда» проводится по следующим критериям:
По результатам данного конкурса присуждается только одно призовое место. Победитель конкурса награждается Дипломом с выплатой денежной премии в размере 30 базовых величин работнику-автору (работникам-авторам).
Конкурс на «Лучшего специалиста по охране труда» проводится среди специалистов по охране труда, имеющих опыт работы в должности не менее 1 года.
Основными целями конкурса являются:
Задачами конкурса являются:
По результатам данного конкурса присуждается только одно призовое место. Победитель конкурса награждается Дипломом с выплатой денежной премии в размере 30 базовых величин.
Приведенные примеры не являются основополагающими. В организациях с учетом характера их деятельности, могут разрабатываться и другие мероприятия, предусматривающие моральное и материальное стимулирование работников за повышение безопасности труда.
Меры поощрения выбираются с целью создания реальной заинтересованности работников в обеспечении безопасности каждого рабочего места и всех производств, развития и закрепления стимулов к выполнению требований безопасности, осознания индивидуальных и групповых интересов, ответственности работника за состояние травматизма в трудовом коллективе, коррекции субъективных представлений об опасностях с их реальной значимостью для устойчивого развития организации.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что содействие и сотрудничество работника с нанимателем в деле обеспечения безопасных условий труда является одним из основных условий эффективного функционирования системы управления охраной труда.
При этом необходимо учитывать, что необоснованное моральное и материальное вознаграждение приводит к отрицательным результатам, снижает общую силу его воздействия.
Источник: Департамент государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
В связи со сложившейся сложной метеорологической обстановкой Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь считает необходимым обратить внимание работодателей на соблюдение следующих мер безопасности при организации и проведении работ по очистке крыш, карнизов зданий и сооружений от снега и льда:
При выполнении работ по очистке крыш зданий и сооружений от снега и льда, снятии ледяных сосулек с краев крыш и у водосточных труб необходимо соблюдать требования Межотраслевых правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте зданий и сооружений, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2011 № 141, Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52, Межотраслевой типовой инструкции по охране труда при выполнении работ по обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2007 № 186, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации мобильных подъемных рабочих платформ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.06.2004 № 78, Типовой инструкции по охране труда для работающих в рабочей платформе мобильной подъемной рабочей платформы, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.07.2005 № 80, а также других нормативных правовых актов, обеспечивающих безопасное выполнение вышеуказанных работ в конкретной ситуации.
Дополнительно в целях недопущения и профилактики несчастных случаев Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж с работниками, привлекаемым к работам по очистке крыш, карнизов зданий и сооружений от снега и льда.